Природа изобразительности: лекции Михаила Ямпольского
Михаил Ямпольский — теоретик искусства, культуролог, философ, автор монографий и многочисленных научных работ по вопросам киноискусства и литературы, семиотики и культурологии. За свои труды был номинирован на премию Андрея Белого, премию «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков, премию Кандинского.
1. «Концептуализм под вопросом. Уроки Пригова»
2. «Живопись: желание и язык»
3. «Архив, индивидуальность и индивидуация»
4. «Травма реального. Линия и лабиринт»
5. «Движущееся изображение и одержимость. К теории экспрессивности»
1. «Концептуализм под вопросом. Уроки Пригова»
Лекция Михаила Ямпольского, посвященная оригинальной трактовке концептуализма московским художником. На лекции ставится под вопрос статус Пригова как основоположника «московского романтического концептуализма» и анализируется сам этот термин, введенный в обиход Борисом Гройсом в его одноименной статье 1979 года.
2. «Живопись: желание и язык»
Теоретик искусства Михаил Ямпольский объясняет, как можно рассматривать картины с точки зрения их внутреннего языка. Лекция из курса, подготовленного специально для образовательной программы Объединения «Манеж», в котором автор рассказывает об антропологии визуального образа, природе изобразительности в самом широком смысле.
3. «Архив, индивидуальность и индивидуация»
Искусствовед Михаил Ямпольский на лекции в Московской школе нового кино рассказал об антропологии человеческого образа в контексте архива и индивидуации и его феноменологических флуктуациях на экране.
«В Древней Греции искусство следовало по платонической линии с ее идеями и идеалами красоты, в человеческом образе запечатлевая идеальные архетипы вместо конкретных индивидуальных черт. Видимый человек впервые появляется в римском портрете, для создания которого использовались погребальные маски. Воск, по мнению Ямпольского, является прямым предшественником кино, поскольку дал возможность механического воспроизведения частей тела человека. Только миметическое изображение человека способно создать его видимый образ, так как этот антиплатонический подход исключает идеальное, вневременное и дает доступ к новому. Идентичность человека, за редким исключением вроде королевского портрета, не была связана со внешним обликом и визуальным сходством вплоть до XIX века. Видимый человек появляется благодаря фотографии. (из лекции)
4. «Травма реального. Линия и лабиринт»
Лекция, прочитанная Михаилом Ямпольским в цикле «Историческая феноменология изображения» в НИИ Киноискусства.
«Свойством нашего восприятия изображения всегда является его оформление в некие образы, гештальты. Установлено что мы сразу же пытаемся определить любую-либо комбинацию элементов изображения как тотальность, которая обладает смыслом. Наше восприятие таково, что мы всё час же пытаемся от прямого восприятия перейти к смыслам. Бергсон говорил, что мы никогда не можем видеть нового, потому что то новое, что мы видим, всегда переходит в зону известного, соединяется с концептами и поглощается уже известным. При этом не все объекты восприятия могут поглотиться гештальтами. Много из того, что мы воспринимаем, не складывается в какие-либо образы, которые соединялись бы с понятиями, с концептами, оформление гештальта не происходит. Когда гештальт не складывается, восприятие переходит из режима узнавания, из режима знания, из когнитивной перспективы в аффективную перспективу, в сферу аффективного восприятия. Данная ситуация схожа с понятием “руина репрезентации” Э. Левинаса. Это может быть осмыслено в категориях субъективности, связанных с отношением к объекту. С происходящим при таком “слепом восприятии” распадом и утратой субъектом своей идентичности, вероятно, открывается возможность воспринять, помыслить опыт иного». (из лекции)
5. «Движущееся изображение и одержимость. К теории экспрессивности»
В рамках лекции Михаил Ямпольский расскажет о преобразовании экспрессии и новейших практиках видео-арта (Билл Виола и др.). Экспрессивность традиционно считается свойством человека, но возникновение технических искусств заставило пересмотреть это представление. Уже кинематограф, превращая движущую фотографию в медиум, анимируя мертвые тела, создает искусственную форму экспрессии, в чем-то напоминающую одержимость шаманов.